4
У них родился сын Александр, то есть я.
Долгое время прожили в Греции, но после гибели родителей я решил побывать в Киеве и найти родственников матери. Плыли на корабле по Днепру , но после нападения кочевников корабль затонул, пришлось дальше следовать верхом на конях , которых удалось спасти. Почти все имущество и документы затонули вместе с судном. Преследуемый врагами я заблудился и отклонился далеко на северо восток. С тех пор и блуждаю. Из денег у меня жменя мелочи которую выгреб в машине, там и рубли и еврики и даже Украинские гривны. набралось пол нагрудного кармана. Из ценностей золотая цепь сто грамм, часы и золотой перстень с рубином. Может искусственный не знаю. Отдали за долги. Еще из машины забрал серебряный крест, который всегда висел на зеркале. Цепь и перстень спрятал подальше, нечего искушать народ. Вроде ничего не забыл, котелок и поварешка всегда со мной в походах.
Греческим языком владею немного. Ездил по работе, да и часто отдыхал в Греции. Нравилось мне там. Еще учил в школе немецкий, не силен, но понять и объясниться могу.
Все лишние вещи запрятал в схроне, закопал и замаскировал. Машину загнал в чащу и закидал ветками. Все.
Выехал с утра пораньше. Впереди Мухтар, за ним я и остальные на поводу. Двигались по над рекой, по протоптанным зверьми тропам.
В день проезжали не более пятидесяти километров. Следов людей нет и в помине. Я уже начал сомневаться , не один ли я на земле. На третий день к вечеру, на берегу, обнаружил кострище. По виду не старое,
след от лодки и рыбные косточки. Вот теперь
я уверен что люди тут есть, и я не один. Решил остановиться на ночевку. Место не плохое, можно и порыбачить. За три дня успел соскучиться по ухе. Поймал щуку, больше не надо. Пять кило более чем достаточно, схватила жадно и боролась отчаянно. Достойный противник, съем с удовольствием.
Мухтар от ухи отказался, перекусил зайцем которого поймал неподалеку. Сгрыз всего до косточки и увалился спать. Кони паслись рядом со стоянкой. Выспались хорошо, никто не потревожил. Разжег костер и поставил котелок на огонь. Заварил кофе и с удовольствием выпил две чашки под знатнейший бутерброд. Собрались и снова в путь. Ближе к обеду Мухтар бегущий впереди остановился и тихонько заворчал, уставившись в сторону реки. В небольшом заливе на лодке долбленке, два пацана лет по пятнадцать , трусили мордушки сплетенные из лозы. Увлеченные рыбалкой нас они заметили только когда мы подошли к самой кромке воды. Я окликнул их, слезая с коня.
Эй парни, не угостите рыбкой?
Мне она совсем не нужна, но для начала разговора пойдет.
Пацаны испуганно дернулись и один схватился за весла.
Не бойтесь, я вам ничего плохого не сделаю, просто хочу поговорить, да узнать дорогу.
Сперва напужал, а потом поговорить хочет.
Молвил белобрысый пацан с веслом.
У нас тутачки издаля гутарят. Не знаем мы тебя, уж извини. А вдруг ты не один, да и пес у тебя страшный.
Говорили они на странном но понятном для меня наречии.
Ты ж из воев видимо а мы простые рыбаки, что тебе рассказать?
На берег они так и не сошли, всю беседу провели из лодчонки. Живут с матерью, отца зимой задрал медведь шатун. Землянка где то рядом. Брать у них нечего, бедные они. Сейчас на заготовке рыбы, в этих местах ее много. Они ловят матушка сушит. Ставят силки на птицу и зайцев, тем и живут. Как выпадет первый снег, начнут ставить ловушки на пушного зверя. А по морозам домой в деревню.
На этом закончили наше общение. Они работая веслами поплыли прочь. Я с компанией продолжил свой путь по берегу. Через километр на том берегу увидел знакомую лодку и трех людей. Два пацана и женщина несли большие корзины, видать с рыбой. На возвышенности стояла хижина из прутьев и коры, а повсюду сушилась рыба.
Горел костер на нем что то жарилось и рядом паслись две козы.
Время близилось к вечеру и я решил устроить ночевку напротив лагеря рыбаков.
Насобирал хвороста нарубал топором елового лапника для постели. Развел костер и повесил котелок с водой на огонь. На ужин буду варить кулеш из риса и копченой свинины. Пока варился рис, нарезал малыми кусочками копченое мясо и слегка обжарил его в сковороде. Добавил лука и по готовности высыпал в котелок. В конце посыпал перца и немного чеснока. Блюдо готово. Пока занимался ужином, на том берегу стояла женщина и смотрела в мою сторону. Постояв немного, она села в лодку и поплыла ко мне. Я спокойно ждал когда она подплывет к берегу.
Лодка причалила и женщина вышла на берег,в руках держала большую щуку.
Вой спрашивал про рыбу, я принесла. Я бы могла приготовить ее, но ты и сам мастерски умеешь готовить. Вон какие запахи вокруг стоят.
Я поднялся, подошел к лодке взял рыбу и дал ей одну пятирублевую монету. Та в испуге отдернула руку.
Ой не надо деньгу, мы так просто угостили.
Но я настоял и всунул в ее руку монету.
У нас такой обычай, при первой встрече надо за любой товар дать монету. А то удачи не будет, так что бери.
Но это же так много, она большая и я никогда не видела таких. А какая красивая.
Прошептала она рассматривая двуглавого орла.
Это чья ж такая?
Из дальних стран, северное княжество.
Да ты проходи к костру, отведай со мной пищи.
Я наконец то рассмотрел ее более внимательно.
Лет тридцать или более, не поймешь сразу.
Черты лица европейские, волосы длинные под платком. Одета в сарафан из ткани вроде мешковины, и босая. Руки натруженные в мозолях и порезах, загорелая до черна.
А собака твоя, она не порвет?
Нет, он у меня умный, кусает только плохих людей, да и то только по приказу.
Она прошла к костру и села на бревно.
Я в металлическую миску положил кулеш и ложку. Протянул ей и стал есть сам.
Она долго рассматривала и ложку и тарелку. С восхищением оглядела котелок и сковороду.
Это ж каких деньжищ стоит такая посуда? .
Наверное не одно стадо коров и коней можно за них взять.
Не дешево, но коровы мне не нужны, а кони у меня свои есть.
Я вижу что и кони у тебя под стать посуды. Таких даже и не видывала нигде.
Да ты небось нигде и не была кроме своей деревни.
Да почему? Когда был муж жив, мы в Гиев с обозом ходили, долго шли. Там и видела коней боевых. Но не такие они были, твои и больше и красивше будут.
Может в Киев?
Уточнил я.
Да нет, стольный град Гиев.
Съев всю кашу, она сразу пошла и помыла свою и мою тарелки. Мы еще немного поговорили. От нее я узнал что они тут будут еще пару месяцев точно.А потом вернутся в свое селение. Селение большое, семей сто живут, и даже к ним приезжают по зимнику купцы. Раньше было больше но прошлый год кочевники угнали многих в степь. Да многих мужей порубали. Нет теперь у них хороших воев. Несколько калек. Из защиты только частокол из бревен, да луки охотничьи. Ими тут все владеют, только слабые они. Спасаются бегством. В лес прятаться бегут.
Главное что бы незаметно не подобрались.
Живут они на самой границе со степью. Места тут богатые и зверя много и земли хорошие, да рыба знатно ловится. Только опасно жить тут. Бывает по несколько лет степняки не появляются, а тут прям зачастили. Каждый год набеги. Но живут люди, а куда ж деться.
Я поинтересовался а кудаж смотрит князь защитник, ведь должен же он их охранять
Видать и дань ведь платят.
Оказалось что и нет у них никакого князя.
Ближайший князь в Проскле и зовут его Замята Андреич. Земли тут спорные, вроде и не степняков , а вроде и не княжьи. Дань не платят никому, но и защиты нет. На свой страх и риск живут.
И живут уже давно. Поля сеют, охотятся, рыбачат, детей ростят.
Простившись, поклонилась и поблагодарила за угощение за то что не погнушался с простой женщиной отужинать.
После того как она уплыла я немного посидел и лег спать. С таким сторожем как Мухтар можно спать спокойно.
Мысли не давали заснуть . Это что ж за князь такой? Да и город Проскл, впервые слышу.
А Гиев столица, это вообще за рамками…. Как мне тут жить? Где обосноваться? Одни вопросы. Ладно продолжим завтра путь, может в селении, что путное узнаю.
Одно выяснил, строй тут феодальный, с металлом напряженка, и есть степняки.